Регламент REACHОтветы на часто задаваемые вопросы

14. Принудительный режим исполнения Регламента REACH:

 

14.1. Что предписывает закон REACH с точки зрения принудительного исполнения?

REACH (Разделы XIII и XIV) предписывают каждой стране-участнику Евросоюза право на назначение Компетентного Органа и установление соответствующего режима принудительного исполнения положений Регламента. К 1 декабря 2008г. страны-участники должны иметь установленный правовой режим принудительного исполнения, который предусматривает эффективные, соразмерные и сдерживающие санкции (штрафы) за невыполнение условий. Результаты инспекций, контроля и санкций должны быть переданы в Комиссию Европейского Союза к 1 июня 2010 года и, после этого, должны предоставляться каждые пять лет.

REACH также предписывает необходимость создания высоких уровней сотрудничества, координации работ и обмена информацией между странами-участниками, Европейским Химическим Агентством и Комиссией Европейского союза для применения режима принудительного исполнения. Регламентом REACH предусмотрено создание “Форума для обмена информацией по принудительному исполнению”, который будет обеспечивать координацию согласованных проектов по принудительному режиму и совместных инспекций, а также разработку методов и средств для инспекторов, определение стратегий правоприменения и разработки электронной методики информационного обмена.

14.2. Кто и как разрабатывает мероприятия принудительного режима исполнения REACH?

Например, в Великобритании Министерство Защиты Окружающей среды, Продовольствия и Сельского хозяйства (Defra) проводит политику, в соответствии с законом REACH. Оно разработало мероприятия по принудительному исполнению при содействии Министерства по Экономической деятельности, Предпринимательству и Реформам (BERR), а также Административных органов Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии.

При разработке принудительного режима REACH Министерство Defra провело два общественных слушания по правоприменению REACH. Первое слушание состоялось в сентябре 2007г., на котором были предприняты усилия по установлению принципов разработки правового режима принудительного исполнения. Среди прочих вопросов, на слушании была рассмотрена необходимость проведения принудительного исполнения REACH новым исполнительным органом. Однако был сделан вывод о том, что принудительный режим должен применяться существующими исполнительными органами, наряду с их текущей деятельностью. При этом, их следует наделить должными полномочиями.

Второе слушание состоялось летом 2008 года. В этот раз, внимание было сосредоточено на особенностях проекта законодательного акта принудительного режима, а также административных мероприятиях в отношении такого режима. Более подробную информацию по обоим слушаниям можно найти на сайте Defra.

14.3. Кто будет приводить в исполнение закон REACH?

Например в Великобритании, уполномоченные органы, на которые согласно Положениям по принудительному исполнению Регламента REACH 2008 года, возложена ответственность за принудительное исполнение положений закона, включают компетентные организации, занятые обеспечением защиты здоровья человека, потребителей и окружающей среды. К ним относятся:

  • Орган исполнительной власти по охране труда, здоровья и окружающей среды, (HSE);
  • Орган исполнительной власти по охране труда, здоровья и окружающей среды Северной Ирландии (HSENI);
  • Управление охраны окружающей среды (EA);
  • Управление охраны окружающей среды Шотландии (SEPA);
  • Управление охраны окружающей среды Северной Ирландии (NIEA);
  • Министерство энергетики и изменения климата (DECC);
  • Органы местного самоуправления (LAs), по защите здоровья, обеспечения безопасности и защите прав потребителей (торговые стандарты).

 

В Положении 1 и 3 к Положениям по принудительному исполнению Регламента REACH 2008 года определяются компетентные органы, которые должны контролировать исполнение требований REACH. В общих чертах:

  1. Орган исполнительной власти по охране труда, здоровья и окружающей среды (HSE) в рамках своей компетенции в качестве компетентного органа REACH Великобритании, обеспечивает исполнение этих обязанностей в REACH в отношении регистрации;

  2. Орган исполнительной власти по охране труда, здоровья и окружающей среды в Великобритании и Орган исполнительной власти по охране труда, здоровья и окружающей среды Северной Ирландии (HSENI) обеспечивает исполнение обязанностей по цепочке поставок вплоть до момента розничной продажи, за розничную продажу несут ответственность Управления по торговым стандартам органов местной власти.

  3. Широкий диапазон исполнительных органов приводит в исполнение обязанности, связанные с использованием, в соответствии с существующими соглашениями по обеспечению исполнения законодательных актов по охране труда, здоровья и окружающей среды. Орган исполнительной власти по охране труда, здоровья и окружающей среды (HSE) обеспечивает исполнение обязанностей, касающихся использования, в отношении охраны труда и техники безопасности в Великобритании.

Следующие уполномоченные органы, которые не определены в Положениям по принудительному исполнению Регламента REACH 2008 года в качестве органов, претворяющих право в жизнь, назначенных REACH, также играют важные роли:

  1. Департамент налогов и сборов и Таможенное управление (HMRC): HMRC предоставляет помощь назначенным исполнительным органам, обеспечивая задержку импортируемых грузов, либо по запросу на задержку, либо в случае, когда HMRC подозревает, что грузы могут импортироваться, что противоречит положениям REACH. HMRC также может предоставлять названным исполнительным органам разведывательные данные и оказывать поддержку в проведении уголовных расследований.

  2. Министерство внутренних дел и Министерство здравоохранения, социального обеспечения и общественной безопасности: Основой закона REACH является необходимость минимального использования животных в проводимых исследованиях, и по возможности, применение подходящих альтернативных способов без использования животных. В Великобритании Закон об охране животных (научные методики) от 1986 года регламентирует проведение любых экспериментальных или других научных методик, применяемых к «находящему под охраной животному», которые могут причинить животному боль, страдания, расстройство или продолжительный вред. Этот закон исполняется в Великобритании Министерством внутренних дел, в Северной Ирландии Министерством здравоохранения, социального обеспечения и общественной безопасности. При необходимости, в лицензии вносятся поправки для обеспечения учета соответствия закона REACH при согласовании проектов по проведению исследований на животных и соответствующих условий, введенных в лицензии, для ведения и предоставления для инспекции содержательных и информативных документов.

 

14.4. Каким образом контролирующие органы между собой будут осуществлять координацию действий?

Тесное сотрудничество и координация действий между исполнительными органами является основой эффективного исполнения закона REACH. Например в Великобритании, согласно Положениям по принудительному исполнению Регламента REACH 2008 года, исполнительные органы получают право на согласование проведения мероприятий друг с другом для обеспечения выполнения обязательства по принудительному исполнению REACH с другим уполномоченным органом. Это означает, что, в каждом конкретном случае, наиболее подходящий исполнительный орган обладает полнотой власти при использовании принудительного режима.

Меморандум о взаимопонимании (MoU) по принудительному режиму REAСH, который сейчас находится в разработке, стал частью консультаций Defra, которые оно провело летом 2008 года (текст MoU размещен на сайте Defra). MoU подробно излагает административные процедуры и рабочие соглашения между исполнительными органами и содержит положения по совместным работам, в которых пересекаются ответственности по контролю и санации, обмену информацией между органами, претворяющими право в жизнь, уведомлению о представляющих интерес вопросах и т.д.

Для дальнейшего укрепления сотрудничества и координации работ Меморандумом создается Группа по связям в области исполнения закона REACH. Данная Группа по связям периодически собирает представителей всех органов, претворяющих право в жизнь и осуществляет ряд следующих функций:

  • Обмен информацией, организация совместных совещаний, уведомление о вызывающих интерес вопросах, обеспечение выполнения действий по исполнению закона и т.д.;

  • Обсуждение возникающих вопросов по исполнению закона, «серых зон», интерпретации REACH и т.д.;

  • Предложение поправок в руководство на основе практического опыта;

  • Определение, по возможности, приоритетных работ и/или задач.

 

Форум по обмену информацией по принудительному исполнению является основным механизмом, обеспечивающим сотрудничество и координацию работ по всему Европейскому Союзу. Общей задачей форума является вклад стран-участников в более эффективное и интенсивное исполнение законных положений. В Статье 76(1) Регламента REACH указано, что Форум должен координировать “структуру уполномоченных представителей стран-участников, ответственных за исполнение закона”, а статья 77(4) ставит перед Форумом следующие конкретные задачи:

  • Распространение ценной практики и освещение проблем на уровне Сообщества;

  • Предложение, согласование и оценка согласованных проектов принудительного режима и совместных инспекций;

  • Координация работ по обмену инспекторами;

  • Определение стратегий принудительного режима, а также передовой практики в обеспечении принудительного исполнения закона;

  • Разработка рабочих методов и используемых средств для местных инструкторов;

  • Разработка электронной методики обмена информацией;

  • Согласованные действия с промышленностью и другими заинтересованными сторонами, включая соответствующие международные организации;

  • Изучение предложений по ограничениям в целях уведомления о принудительном режиме.

 

14.5. Какие полномочия имеют исполнительные органы?

Положения по принудительному исполнению Регламента REACH 2008 года дают каждому исполнительному органу ряд полномочий, которые необходимы ему для выполнения своих ответственностей. Несмотря на то, что полномочия каждого исполнительного органа описаны в Приложениях к Положениям, в каждом случае полномочия просто отражают те полномочия, которые использовались данным исполнительным органом в его действительной деятельности.

14.6. Какие санкции применяются за невыполнение?

Например, Положения по принудительному исполнению Регламента REACH 2008 года в Великобритании определяют условие, при котором несоблюдение экономическим агентом правил и нормативов Регламента REACH является правонарушением или подстрекательством других экономических агентов нарушить закон.

Положения по принудительному режиму принимают в расчет нарушение конкретного условия REACH, которое должно рассматриваться в суде в порядке суммарной юрисдикции (например, в судах магистрата) или по обвинительному акту (например, в уголовных судах присяжных), и предусматривают применение того же максимального высшего уровня наказания за каждое нарушение отдельного требования закона, вплоть до наивысшей степени, принятой Законом Европейского экономического сообщества 1972 года. В настоящее время к ним относятся:

  • штраф до ?5,000 и/или до трех месяцев тюремного заключения после осуждения в порядке суммарного судебного производства;
  • неограниченный штраф и/или до двух месяцев тюремного заключения после осуждения по обвинительному акту.

 

Положения по принудительному режиму также предусматривают ряд дополнительных уголовно наказуемых действий. К ним относятся препятствие для инспекторов, предоставление ложных заявлений, невыполнение судебных предписаний и так далее.

14.7. Что такое предварительная регистрация и как ее можно пройти?

В течение периода продолжительностью шесть месяцев с 1 июня 2008 года любая компания, которая производит или импортирует поэтапно вводимое вещество, могла предварительно регистрировать свои химические вещества и, тем самым воспользоваться льготным периодом до выполнения регистрации. Этот период предварительной регистрации завершился 1 декабря 2008 года. Компании не прошедшие предварительную регистрацию, не могут воспользоваться продленными сроками для выполнения основной регистрации. Единственное исключение из этого правила относится к тем предприятиям, которые впервые стали производителями или импортерами после 1 декабря 2008 года.

Промышленные предприятия, которые уже импортируют или производят регистрируемое вещество не могут проходить предварительную регистрацию после 1 декабря 2008 года. Они должны незамедлительно, в полном объеме подготовиться и провести основную регистрацию вещества для продолжения производства, импорта и/или поставки вещества, или прекратить всякую деятельность с таким веществом – «нет регистрации, нет рынка».

Очевидно, что незнание требований Регламента REACH (или любого другого закона) не является освобождением от его выполнения. Хотя REACH не предусматривает какой-либо «должной проверки» однако, исполнительные органы обычно принимают во внимание усилия, которые предпринимают компании для выполнения законных требований и, при принятии решения о наказании, если такое последует в судебном порядке, как правило, учитывают смягчающие обстоятельства.

Исполнительные органы действуют в соответствии с определенными руководящими указаниями, доступными общественности, которыми они руководствуются в повседневной деятельности. В рамках этих руководящих положений уполномоченные органы принимают решения, в каждом конкретном случае выявленного нарушения, а также учитывая частные обстоятельства.

В качестве компетентного органа REACH Великобритании выступает Орган исполнительной власти по охране труда, здоровья и окружающей среды (HSE), который в принудительном порядке может потребовать выполнения обязательств по регистрации. При этом эта функция реализуется в более широких рамках политики по охране труда, здоровья и окружающей среды. ‘Принудительный режим’ представляет собой общий термин и включает множество разных подходов с целью соблюдения закона и управляющих рисков, которые являются общими задачами правоприменения HSE. Принудительный режим может включать обвинение в судебном порядке, однако, обычно он включает менее категоричные подходы, такие как выпуск предупреждений о нарушении для изменения поведения экономического агента, а также подходов, помогающих компаниям, которые юридически являются нарушителями, понять, в чем заключаются их нарушения, и как они могут исправить положение дел.