Паспорт безопасности вещества (Safety Data Sheets, SDS) – основной инструмент информирования об условиях безопасного использования химического вещества и основных рисках, связанных с его применением, всех участников цепочки поставок этого вещества (импортеров, дистрибьюторов и конечных потребителей).
В ряде стран, например в США, введены Паспорта безопасности материалов (Material Safety Data Sheets, MSDS), по своей форме и содержанию похожие на Паспорта безопасности вещества.
Требования к содержанию всех разделов Паспорта безопасности отражены в Приложении II Регламента ЕС (ЕС) № 1907/2006 (Регламент REACH). Постановление Комиссии (ЕС) № 453/2010, согласно которому Приложение II вступило в силу, было выпущено в мае 2010 г.
В период с 1 декабря 2010 года по 1 июня 2015 года паспорта данных по безопасности веществ и смесей должны содержать информацию как по старой классификации вещества или смеси согласно Директивам 67/548/ЕЕС и 1999/45/ЕС, так и по новой классификации регламента CLP. В связи с этим, все ввозимые на территорию ЕС вещества и смеси должны быть повторно классифицированы с учетом новых требований, а их паспорта безопасности должны быть обновлены в течение месяца со дня начала экспорта.
Обязанность по составлению паспорта безопасности вещества (смеси) ложится на поставщика этого вещества (смеси).
Химические вещества и смеси, для которых обязательно наличие паспорта безопасности:
- вещества и смеси, отнесенные к категории опасных в соответсвии с Директивами 67/548/ЕЕС и 1999/45/ЕС;
- вещества, в соответствии с критериями, указанными в Приложении 13 регламента REACH, отнесенные к стойким, биоаккумулятивным и токсичным (PBT) или к особо стойким с высокой степенью биоаккумуляции (vPvB);
- вещества из Кандидат-списка на включение в Приложение 14 регламента REACH (список веществ, для которых необходима авторизация);
Для этих веществ поставщик обязан представить Паспорт безопасности (в бумажном или электронном виде) всем участникам цепочки поставок во время первого поступления вещества на рынок.
Кроме того, для следующих категорий препаратов, не относящихся к опасным, необходимо представить Паспорт безопасности по первому требованию потребителя:
- содержащие вещество, представляющее опасность для здоровья человека и состояния окружающей среды, концентрация которого в негазообразном препарате не меньше 1% массы препарата; в газообразном препарате – не менее 0,2% объема;
- содержащие вещество, относящееся к категории стойкого, биоаккумулятивного и токсичного (PBT) или особо стойкого с высокой степенью биоаккумуляции (vPvB), концентрация которого в негазообразном препарате составляет не менее 0,1% всей его массы;
- содержащие вещество, внесенное в перечень веществ, которые будут включены в Приложение 14 регламента REACH, концентрация которого в негазообразном препарате не меньше 0,1% массы препарата;
- вещество, для которого в ЕС установлен предельный уровень воздействия в рабочей среде.
Паспорт безопасности должен представляться на государственном языке той страны-члена Евросоюза, на территорию которой поставляется соответствующее химическое вещество или препарат.
Случаи, в которых Паспорт безопасности не требуется:
- если вещество или смесь не относятся к категории опасных;
- для конечных пользователей таких продуктов, как косметика, моющие средства;
- при повторных поставках того же вещества или препарата, по которому ранее уже представлялся Паспорт безопасности, при условии, что его обновление не требуется.
Случаи, когда необходимо обновление Паспорта безопасности:
- получен регистрационный номер REACH для вещества;
- после 1 декабря 2010 г. – для веществ, отнесенных к категории опасных;
- после 1 декабря 2015 г. – для смесей, отнесенных к категории опасных;
- при получении новой информации об опасностях или информации, влияющей на меры по управлению рисками;
- вещество классифицировано в соответствии с регламентом CLP;
- в случае предоставления авторизации или когда в ней было отказано;
- в случае установления ограничений согласно REACH
Обновленный Паспорт безопасности должен распространяться всем участникам цепочки поставок с пометкой «Редакция: <дата>».
Расширенный паспорт безопасности
Для веществ, которые поставляются на рынок в количестве более 10 тонн/год, и классифицирующихся как опасные, в приложении к Паспорту безопасности должны быть представлены сценарии воздействия, описывающие правила безопасного обращения с веществом с целью контролирования его внешнего воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Паспорт безопасности вместе с этими приложениями вместе образуют Расширенный паспорт безопасности (Extended Safety Data Sheets, ESDS).
Так же этот новый Паспорт безопасности известен как «REACH SDS». Его второе название обусловлено тем, что, как правило, Расширенный паспорт безопасности требуется после того, как вещество прошло REACH регистрацию и получило регистрационный номер. Номер вещества, а также сценарии воздействия (взятые из отчета о химической безопасности регистрационного досье) должны быть указаны в обновленном Паспорте безопасности. Расширенный паспорт безопасности при этом может достигать сотен страниц, оправдывая свое название.
Что нового в Расширенном Паспорте безопасности?
(ниже перечислены основные изменения)
Раздел 1. Идентификация вещества или смеси
- требуется регистрационный номер (при его наличии);
- необходимо перечислить всех выявленных способов применения вещества/смеси;
- требуется указать адрес электронной почты ответственного лица
Раздел 2. Возможные опасности
- выделить внутри смеси вещества, которые не являются опасными;
- умянуть о возможных опасностях, которые не влияют на классифицикацию вещества (смеси). Например: истончение озонового слоя;
- указать CLP классификацию. В период с 1 декабря 2010 г. по 1 июня 2015 г. наряду с новой классификацией, соответствующей регламенту CLP, должна быть указана и старая (основанная на Директиве 67/548/ЕЕС).
Раздел 3. Состав и информация о компонентах
- необходимо указать все вещества, классифицирующиеся как опасные или относящиеся к категориям PBT/vPvB
Раздел 7. Хранение и обработка
- казать информацию, связанную со сценариями воздействия;
- в разделе «Обработка» указать меры по защите окружающей среды;
- добавлен новый раздел «Особые способы применения»
Раздел 8. Контроль внешнего воздействия/индивидуальная защита
- должны быть предоставлены показатели производного безопасного уровня (DNELs) и прогнозируемой безопасной концентрации (PNEСs) вещества;
- краткое описание мероприятий по управлению рисками (Risk Management Measures, RMM), свзанными с использованием вещества, для его последующих потребителей, в том числе компаний, находящихся за пределами Евросоюза
Раздел 12. Информация по токсикологии и экологии вещества
- должен быть предоставлен краткий обзор результатов экологических и токсикологических тестов
Раздел 15. Регулирующая информация
- указать, была ли проведена оценка химической безопасности вещества (CSA);
- указать, подлежит ли вещество авторизации
Раздел 16. Дополнительная информация
- привести полное описание всех рисков и опасностей, связанных с применением вещества (смеси);
- для обновлений – указать данные в полях «добавлено/удалено/пересмотрено».
REACH для России — новая планка высоты
или шлагбаум?
Ю. И. Федоров, «Химия и бизнес», № 1-2, 2010
Прошло немногим более трех лет со дня принятия Регламента REACH, но несмотря на предостережения относительно проблем экспорта продукции в Европу, на первый взгляд ничего страшного не случилось. А снижение экспорта объясняют скорее влиянием экономического кризиса, чем принятием закона. Означает ли это, что соответствие требованиям REACH европейцами не так уж строго соблюдается и российским экспортерам незачем проявлять излишнее беспокойство? Что происходит в Европе с принятием химического законодательства? Есть ли объективная необходимость серьезной подготовки предприятий к работе в новых условиях?
Осторожно - не соответствует REACH!
Кирилл Бычков, «Методы оценки соответствия», № 3-2011
Предлагаем вашему вниманию перечень несоответствующей регламенту REACH продукции, выявленной в январе 2011 г. в странах ЕС (см. также тут). К сожалению, часть этой продукции можно встретить и на российском рынке. Будьте бдительны!
Российское лицо REACH
А.С. Макарова, И.Г. Кукушкин, Д.О. Скобелев, А.Д. Козлов, «Методы оценки соответствия», № 3-2011
Во всем мире активно ведется работа по оптимизации нормативных и законодательных документов в области обращения химических веществ и продукции. Посылом для передела национальных законодательств стал европейский регламент REACH. Процесс затронул и Россию...
Нормативно-правовое обеспечение химической безопасности в РФ
А.В. Зажигалкин, «Методы оценки соответствия», № 3-2011
|
Объемы производства и использования химической продукции в мире постоянно возрастают, что не только приводит к увеличению уровня загрязнения окружающей среды, но и повышает опасность, связанную с вредным воздействием химической продукции на человека. По данным ООН в мире каждый год появляется примерно 1,5 тыс. новых видов химической продукции дополнительно к тем 80 тыс., которые производятся в настоящее время. Кроме того, производство и применение химической продукции сопряжены с риском возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций, во многих случаях обусловлены недостоверной оценкой опасности химической продукции и недостаточным информированием потребителей».
ВОЗ, 63-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения, п.11.18 предварительной повестки дня от 25.03.2010 (А63/21).
|
|
Их REACH за наши деньги?
О.М. Прожерин, А.С. Исмаилов, «Методы оценки соответствия», № 3-2011
18.12.2006 г. был принят Регламент №1907/2006 REACH, касающийся регистрации, оценки, разрешения и ограничения химических веществ и нацеленный на регулирование их производства и использования внутри ЕС. 01.12.2010 г. в рамках исполнения требований вышеупомянутого регламента был завершен первый этап регистрации экспортируемых в ЕС химических веществ.
«ОбREACHенный» бизнес
Наталья Белостоцкая, «Методы оценки соответствия», № 3-2011
Завершился первый этап внедрения REACH, и большинство отечественных предприятий, попавших в зону регламента, успешно зарегистрировали экспортируемые вещества (за миллионы евро). Правда, сомнения в целесообразности расхода денежных средств и сил остались...
Минусы REACH налицо (забюрокраченность, непосильный объем испытаний, огромные денежные затраты). А в чем плюсы? По заверениям Европейского химического агентства (ЕХА) должна повыситься безопасность: не в РФ – в ЕС! А нужно ли это российскому «обREACHенному» бизнесу?
С этим вопросом редакция обратилась к крупнейшим промышленным предприятиям страны.
Регламент не объедешь. Европейский рынок химикатов закрыт для многих отечественных производителей
Евгения Решетникова, «Российская Бизнес-газета» № 753 (20) от 8 июня 2010 г.
В столице Финляндии прошел второй Хельсинкский химический форум, на котором собралось более 200 участников из 30 стран. Приехали представители компаний, госструктур, научного сообщества.
Важнейшей темой для обсуждения на форуме стало действие нового Регламента (REACH - прим. ред.), касающегося производства, использования и размещения химикатов в Европейском союзе. Регламент непосредственно затрагивает широкий круг производителей, импортеров, дистрибьюторов и потребителей химической продукции в странах ЕС. И очень большое значение регламент имеет для производителей других стран, импортирующих химикаты в ЕС и покупающих в ЕС компоненты для своего производства.
|
Страны не члены Евросоюза, например такие, как Россия, просто закрывают глаза на те события, которые происходят внутри европейского сообщества. Но такие вопросы, как принятие регламента REACH, касаются всего мирового сообщества.
Ханну Ворнамо, глава Хельсинкского Химического форума
REACH - это возможность для России модернизировать свою промышленность. У нас не хватает химических лабораторий, чтобы проводить исследования, не хватает квалифицированных кадров и, следовательно, знаний о химических веществах. REACH создал такую программу обеспечения, в которой по каждому химическому веществу собраны абсолютно все данные, которыми может воспользоваться предприятие. В России должна быть подобная глобальная система.
Лариса Сосновская, участник форума, начальник лаборатории научно-технической информации и патентно-лицензионных исследований научно-технического центра «Нижнекамск-Нефтехим»
|
|
Архив публикаций за 2009 - 2010 гг.: