Вход

Регламент REACH

«ОбREACHенный» бизнес

Хотели как лучше, а получился REACH


Сибур логотип ООО «Сибур»
А.С. Крюков – начальник Технического управления Службы технологии и обеспечения производства




1. Какая продукция Вашего предприятия подпадает под действием регламента REACH?


Под действие REACH попадает 116 наименований производимой предприятиями холдинга экспортной продукции. Это каучуки, полимеры, продукция органической химии, минеральные удобрения.


2. Какие и сколько веществ уже зарегистрированы в ЕХА?


С учетом того, предприятия холдинга являются крупнотоннажными производствами, почти вся продукция требовала регистрации до 01.12.2010 г. (первый этап регистрации REACH – вещества, поставляемые объемом более 1000 т/год). На настоящий момент зарегистрировано около 60 веществ.


3. С какими сложностями пришлось столкнуться в процессе регистрации веществ?


Проблем и парадоксов, с которыми пришлось столкнуться холдингу в процессе реализации требований REACH, было много:

  • Прежде чем начать работу по регистрации, специалистам холдинга в сжатые сроки пришлось ознакомиться с примерно 1000 страниц крайне «расплывчатого», носящего рекомендательный характер, текста различных документов, связанных с REACH. При этом в ворохе бумаг на многие вопросы мы так и не нашли ответов.


  • В соответствии с регламентом государство фактически устраняется от ответственности в области обеспечения химической безопасности. За здоровье людей и чистоту окружающей среды теперь отвечает промышленность. Сложилась парадоксальная ситуация: производитель платит государству деньги за то, что «забирает» с его плеч груз ответственности.


  • REACH потребовал проведения огромного количества аналитических испытаний. Многие из которых, по нашему мнению, излишни. Например, одним из химикатов, поставляемых в страны в ЕС в объеме млн тонн, является аммиак. Казалось бы, вещество используется нашими потребителями годами, свойства его хорошо изучены, но... REACH потребовал заново открывать Европу и определять не только содержание примесей (что делается обычно), а подтверждать различными аналитическими методами, что аммиак – это аммиак. Была потрачена масса времени на поиск лаборатории, способной провести такой анализ (как оказалось, их по пальцам можно пересчитать).


  • Из средств, затраченных на работы в консорциумах, подавляющее большинство ушло на организационные аспекты, и лишь малая доля – на дополнительные исследования.


  • Проблематично было наладить работу через единственного представителя, поскольку последний для надлежащего выполнения требований регламента должен быть компетентен во многих сферах: химии, технологии, финансового менеджмента и др. Такое сочетание можно встретить крайне редко, поэтому всю работу пришлось взять на себя самому предприятию, создав единый методический центр для всех производителей холдинга и оставив единственному представителю чисто формальные обязанности.


  • Информационная система ЕХА периодически давала сбои. Плохо было проработано программное обеспечение.

4. Какова цена регистрации веществ по REACH?


REACH обошелся компании в несколько млн. евро. Чтобы зарегистрировать техническое досье на одно вещество, необходимо было сделать взнос в ЕХА в размере 23,5 тыс. евро. Затраты на следующие этапы (оценка досье, авторизация) будут, предположительно, во много раз ниже.


5. Что еще предстоит сделать в плане реализации требований REACH?


До конца 2013 года предстоит зарегистрировать несколько веществ, в частности, паратретичный бутилфенол и формальдегид, поставляемых в ЕС в объеме менее 1000 т/год, а также 2 вещества (пентан, изопентан), впервые экспортируемых в ЕС. Сейчас дорабатываем паспорта безопасности (их объем будет увеличен до 50 листов) и переводим их на языки поставщиков. Кроме того, ведется работа с единственным европейским представителем в части подготовки к надзорным мероприятиям ЕХА.


6. Повысил ли REACH ответственность поставщиков или это только «бюрократические» игры ЕС?


REACH – это победа бюрократии в чистом виде. Конечно, задумка ЕС зарегистрировать все ввозимые на его территорию химические вещества хорошая, но реализована она не в лучшем виде. Европа пошла по самому сложному в исполнении и дорогому пути. Это признало большинство стран мира. Так, в Турции, Китае и ряде других стран, разрабатывая аналогичные документы, отказались от ряда европейских перегибов.


7. Нужен ли в России аналог REACH?


На отечественной почве введение полного аналога REACH стало бы катастрофой. Хотя необходимость создания подобного документа в России и Таможенном союзе есть. За его основу нужно брать имеющиеся наработки. В стране около 20 лет существует Регистр потенциально опасных химических и биологических веществ (РПОХБВ). Эту систему просто необходимо использовать как базу для межгосударственного Реестра.


8. Ознакомились ли Вы с Техническим регламентом «О безопасности химической продукции»? Как оцениваете этот документ?


В разработке проекта Технического регламента Таможенного союза «О безопасности химической продукции» наш холдинг принимал непосредственное участие. И если на первоначальных стадиях его создания речь шла о полном аналоге REACH, то позже все участники процесса разработки пришли к единому мнению о необходимости сведения и актуализации в данном документе уже существующих в России требований. За основу была взята система РПОХБВ, согласно которой, регистрация давно изученных и испытанных веществ пройдет в уведомительном порядке с минимальными затратами для производителя.


Также регламент предполагает «перевести» паспорт безопасности в разряд бессрочных документов (сейчас он действителен 5 лет): аммиак не перестанет быть аммиаком и через 100 лет. Планируется отказаться от государственной регистрации химической продукции (входящей в сферу действия регламента) на соответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям Таможенного союза.


В отличие от уже принятых технических регламентов – этот не приостановит деятельность отрасли.


9. Каковы основные недостатки отечественной нормативной базы в сфере обеспечения химбезопасности?


Действительно, многие ГОСТы, связанные с обращением химической продукции, устарели, особенно это касается ГОСТов на продукцию и методы испытаний, например, ГОСТ 9385-77 «Этилбензол технический», ГОСТ 26624-85 «2-этилгексанол технический», ГОСТ 9536-79 «Спирт изобутиловый технический» и многие другие.



Назад Вперед