Ю. И. Федоров
председатель Комитета REACH Всероссийской организации качества, член Комитета по качеству продукции ТПП РФ

 

Прошло немногим более трех лет со дня принятия Регламента REACH, но несмотря на предостережения относительно проблем экспорта продукции в Европу, на первый взгляд ничего страшного не случилось. А снижение экспорта объясняют скорее влиянием экономического кризиса, чем принятием закона. Означает ли это, что соответствие требованиям REACH европейцами не так уж строго соблюдается и российским экспортерам незачем проявлять излишнее беспокойство? Что происходит в Европе с принятием химического законодательства? Есть ли объективная необходимость серьезной подготовки предприятий к работе в новых условиях?

 

Справедливости ради следует отметить, что прошло уже достаточно времени, чтобы европейский закон проявил себя. Но мы не видим сообщений в прессе о том, что для российских предприятий ужесточились правила экспорта и что «составы с экспортной продукцией застряли на наших западных границах». Хочется думать, что «экономика Европы основательно завязана на потребление нашего сырья и полуфабрикатов».


Но давайте расстанемся с благодушием и проанализируем все по порядку.


Во-первых, регламент REACH никто не отменял. Тем, кто имеет хоть малейшие представления о правилах Евросоюза, понятно, что его отменить было бы сложнее, чем внедрить. Решимость властей ЕС и общественности европейских стран не стало меньше. Экономический кризис здесь также ни при чем. Европа переживает его спокойнее, чем Россия. Во-вторых, предварительная регистрация химических веществ завершилась 1 декабря 2008 года. Практически все российские крупные поставщики в ЕС — через резидентов Евросоюза, выбранных ими в качестве Единственных представителей, — успешно ее прошли. Это же сделали процентов 70 средних и мелких поставщиков. Так что усилия по ознакомлению предприятий с Регламентом, предпринятые ТПП РФ, РСХ (Российским союзом химиков), РСПП не пропали даром. В-третьих, к счастью тех 30% наших поставщиков, которые предварительную регистрацию проигнорировали, они оказались «подстрахованными» их европейскими импортерами, для которых эта предварительная регистрация была бесплатной и требовала минимальных усилий.


Но с другой стороны, эти предприятия уже почувствовали на себе, что сменить одного импортера на другого в ЕС им не удастся! Поэтому импортеры отныне им уверенно диктуют свои правила и цены. Надо признать, что власти Евросоюза, внедряя REACH, принимали во внимание такую возможность, и этот косвенный эффект укрепляет конкурентоспособность европейских производителей.


Это лишь один из примеров влияния REACH на наших экспортеров. Очевидно, что никаких поблажек нерезидентам ЕС не предвидится: проспал — и слава богу!


В отношении принудительных мер — «пограничного шлагбаума», который призван остановить товарные составы, вырисовывается следующий механизм, который не привычен русскому менталитету. В европейских традициях любые нововведения проводить в довольно длительный срок, предоставляя «плавный путь» внедрения. Европа использует меры не карательные, а предупредительные. Причем обе стороны этого процесса — исполнительные органы и хозяйствующие экономические агенты понимают, что действие закона неизбежно и неотвратимо. Ставка делается на высокое гражданское сознание каждого члена сообщества.


По условиям Регламента REACH каждое государство-участник Евросоюза должно адаптировать свое внутреннее законодательство, для того чтобы меры были эффективные, соразмерные и сдерживающие, в том числе и таможенное законодательство. Однако российским экспортерам делать ставку на «плавный путь» экспансии химического закона не приходится, так как требования соответствия поступают уже сейчас и из самых неожиданных источников. Наиболее часто встречаются запросы со стороны российских же покупателей, которые экспортируют химический продукт в составе их продукции.


Нужно сказать, что старая Европа по адаптации REACH в жизнь действует более оперативно и эффективно, чем Восточная Европа. Так, например, в Великобритании министерство защиты окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства — Defra уже проводит политику соответствия закону REACH. Это министерство при содействии министерства по экономической деятельности, предпринимательству и реформам (BERR) и административных органов Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии разработало документ «Положения по принудительному исполнению Регламента REACH», в котором предусмотрены определенные мероприятия и порядок их проведения. В том же документе определяются органы исполнительной власти, их права и обязанности в связи с осуществлением надзора за исполнением положений Регламента REACH. Следует также отметить, что в «Положениях по REACH» названы действующие органы исполнительной власти, ответственные за правильное исполнение REACH, которые впредь должны будут принять на себя дополнительные функции к уже исполняемым. А это значит, что британский организм готов к приему нового экспорта уже сейчас.


Часть стран Восточной Европы сейчас является своеобразной «форточкой», которая помогает российским производителям, не выполнившим требование предварительной регистрации, продолжить экспорт. Но и эти страны, согласно директиве Еврокомиссии, обязаны разработать и внедрить меры принудительного режима исполнения требований Регламента REACH. Странам-нарушителям положения REACH о введении принудительного режима придется держать ответ перед Еврокомиссией уже в середине 2010 года.


Надеяться на инициативность европейских импортеров также не следует. То, что стало временным спасением во время проведения предварительной регистрации, не будет работать при проведении основной регистрации, так как здесь решается вопрос экономической целесообразности: предварительная регистрация, как было сказано ранее, для европейцев была бесплатной, а проведение регистрации связано с оплатой как минимум регистрационного взноса в Европейское химическое агентство, который составляет порядка 30 000 евро за каждое вещество, если этого вещества поставляется больше 1000 тонн в год. Кроме того, в процессе обязательного участия в форумах по обмену информацией (SIEF) потребуется выкупить у ведущего регистранта результаты самых современных и наиболее полных исследований по веществу. А это плюс еще от 5000 до 150 000 евро. Плюс к этому регистрантам нужно готовить регистрационное досье... Очевидно, что европейские импортеры не пойдут на такие расходы времени и денег, им проще будет найти другого поставщика, у которого с регистрационными документами все в порядке.


И самое главное, все знают о необходимости сопровождать продукцию паспортом безопасности (MSDS), но мало кто знает, что начиная с 1 декабря 2010 года, когда паспорт будет заполняться по новой форме, в нем должны быть указаны регистрационный номер ЕХА и реквизиты Единственного представителя. Из вышесказанного видно, что поиск разовых лазеек — это путь к нестабильности экспорта компании. Что собой представляет регистрационное досье? Это 200–300-страничный документ, поданный в электронном виде, в формате так называемого IUCLID. В досье будут включены данные из качественной выборки по современным научным исследованиям воздействия веществ на человеческий организм и окружающую среду, а также огромное число библиографических исторических данных по такому воздействию. Кроме того, в технической части регистрационного досье должны быть отражены все известные на текущую дату сценарии использования регистрируемого вещества и способы управления рисками при каждом таком сценарии. Плюс к этому должен быть выполнен самостоятельно или в результате совместной работы в консорциуме отчет по химической безопасности по веществу.


В последние годы в Европе и странах за ее пределами шло немало толков о том, что законодательство REACH чрезвычайно усложнено, содержит много неоднозначных толкований и требует неоправданно сложных процедур по координации работы между участниками регистрации. Это так.


Как закон, пытающийся обобщить и систематизировать огромное количество директив и актов, действовавших разрозненно до его принятия, он не может быть сразу же совершенен. Необходимо время эволюции химических норм и правил до приведения закона к новым требованиям общества. Тем не менее REACH уже принят, действует, его правила обязательны для исполнения на всей территории Евросоюза. Многие российские компании, у которых экспорт в Евросоюз не является главной статьей сбыта продукции, решают не искать лазейки, а также не проводить никаких соответствий требованиям REACH. Они проводят в жизнь корпоративную торговую политику, по которой ставка делается на третьи страны мира. Однако это также является ошибочным решением. Почему?


Вернемся к предыстории вопроса. Появление Регламента REACH было вызвано не только необходимостью привести в порядок десятки разрозненных директив Евросоюза по химическим веществам. Главным образом, оно было вызвано необходимостью следовать решениям Йоханнесбургского саммита ООН 2002 года по устойчивому развитию мирового общества.


В Йоханнесбурге были поставлены важные цели, такие как: сокращение вдвое к 2015 году доли населения, не имеющего доступа к основным санитарным услугам; сведение к минимуму к 2020 году вреда, причиняемого использованием и производством химических веществ здоровью людей и окружающей среде; сохранение или восстановление истощенных рыбных запасов до уровней, которые могли бы обеспечивать максимальный и устойчивый вылов, в безотлагательном порядке и где это возможно, не позднее чем к 2015 году; обеспечение существенного снижения к 2010 году нынешних темпов утраты биологического разнообразия.


Итогом саммита 2002 года стал Йоханнесбургский план выполнения решений, который содержит в себе 50 страниц адресных и целенаправленных предписаний. Кроме того, впервые за всю историю Конференций ООН на высшем уровне были определены ответственные за достижение результатов.


Таким образом, REACH является логическим исполнением обязательств государств Евросоюза, подписанных ими на Йоханнесбургском саммите. Именно поэтому многие страны-участницы ООН, включая США, Канаду, Россию, уже всерьез занимаются разработкой законопроектов, подобных REACH. Ряд стран, среди которых, например, Турция, спешат ввести химические законы в силу вслед за Евросоюзом. При этом следует отметить, что соответствие REACH в этих законопроектах рассматривается как обязательная норма внедряемым национальным стандартам.


В российской прессе часто высказывается мнение о дискриминационном характере Регламента для российских производителей. На самом деле это не так. Тарифы за регистрацию в соответствующих тоннажных диапазонах поставок абсолютно одинаковы, платежи за покупку результатов исследований по веществам в SIEF делятся поровну для всех участников и т.д. Дискриминация может состоять только в том, что европейцы, в отличие от россиян, привыкли «химически соответствовать» за долгие году возникновения и существования у них химических законов (например, паспорта безопасности — MSDS используются в Европе уже с середины 80-х годов).


Хочется подчеркнуть, что сегодня соответствие требованиям REACH — это шанс эволюционировать до новой высоты жизни будущего поколения и, соответственно, оказаться в поле будущей международной кооперации и торговли.


В заключение надо отметить, что законодательство REACH не обеспечивает легитимных взаимоотношений с ЕХА производителей, расположенных вне Евросоюза, так как распространяется только на резидентов ЕС (собственных производителей и импортеров). Нерезидентам остается лишь одна возможность легализации экспорта — назначить собственного Единственного представителя (ЕП). Наиболее безопасный вариант контроля за процессами регистрации — ЕП в виде собственной дочерней компании. Однако, как показывает опыт, содержание собственного дочернего ЕП за рубежом могут позволить себе только огромные холдинги, типа ЛУКОЙЛа и СИБУРа. Однако в связи со сложностью законодательства REACH содержать штат высокооплачиваемых специалистов затруднительно даже таким крупным компаниям. Схема оптимизации расходов для российских производителей может быть решена путем привлечения консалтинговых компаний по REACH, у которых в силу специализации затраты на единицу регистрации будут менее дорогими. Еще более экономичный способ — это создание «коллективного» ЕП, одного для нескольких десятков производителей. Такая схема разработана в Комитете REACH Всероссийской организации качества, которая к прочим плюсам предоставляет возможность проведения переговоров и подписания договора на русском языке, по российскому законодательству.