Хотели как лучше, а получился REACH
ООО «Сибур» А.С. Крюков – начальник Технического управления Службы технологии и обеспечения производства |
1. Какая продукция Вашего предприятия подпадает под действием регламента REACH?
Под действие REACH попадает 116 наименований производимой предприятиями холдинга экспортной продукции. Это каучуки, полимеры, продукция органической химии, минеральные удобрения.
2. Какие и сколько веществ уже зарегистрированы в ЕХА?
С учетом того, предприятия холдинга являются крупнотоннажными производствами, почти вся продукция требовала регистрации до 01.12.2010 г. (первый этап регистрации REACH – вещества, поставляемые объемом более 1000 т/год). На настоящий момент зарегистрировано около 60 веществ.
3. С какими сложностями пришлось столкнуться в процессе регистрации веществ?
Проблем и парадоксов, с которыми пришлось столкнуться холдингу в процессе реализации требований REACH, было много:
Прежде чем начать работу по регистрации, специалистам холдинга в сжатые сроки пришлось ознакомиться с примерно 1000 страниц крайне «расплывчатого», носящего рекомендательный характер, текста различных документов, связанных с REACH. При этом в ворохе бумаг на многие вопросы мы так и не нашли ответов.
В соответствии с регламентом государство фактически устраняется от ответственности в области обеспечения химической безопасности. За здоровье людей и чистоту окружающей среды теперь отвечает промышленность. Сложилась парадоксальная ситуация: производитель платит государству деньги за то, что «забирает» с его плеч груз ответственности.
REACH потребовал проведения огромного количества аналитических испытаний. Многие из которых, по нашему мнению, излишни. Например, одним из химикатов, поставляемых в страны в ЕС в объеме млн тонн, является аммиак. Казалось бы, вещество используется нашими потребителями годами, свойства его хорошо изучены, но... REACH потребовал заново открывать Европу и определять не только содержание примесей (что делается обычно), а подтверждать различными аналитическими методами, что аммиак – это аммиак. Была потрачена масса времени на поиск лаборатории, способной провести такой анализ (как оказалось, их по пальцам можно пересчитать).
Из средств, затраченных на работы в консорциумах, подавляющее большинство ушло на организационные аспекты, и лишь малая доля – на дополнительные исследования.
Проблематично было наладить работу через единственного представителя, поскольку последний для надлежащего выполнения требований регламента должен быть компетентен во многих сферах: химии, технологии, финансового менеджмента и др. Такое сочетание можно встретить крайне редко, поэтому всю работу пришлось взять на себя самому предприятию, создав единый методический центр для всех производителей холдинга и оставив единственному представителю чисто формальные обязанности.
Информационная система ЕХА периодически давала сбои. Плохо было проработано программное обеспечение.
4. Какова цена регистрации веществ по REACH?
REACH обошелся компании в несколько млн. евро. Чтобы зарегистрировать техническое досье на одно вещество, необходимо было сделать взнос в ЕХА в размере 23,5 тыс. евро. Затраты на следующие этапы (оценка досье, авторизация) будут, предположительно, во много раз ниже.
5. Что еще предстоит сделать в плане реализации требований REACH?
До конца 2013 года предстоит зарегистрировать несколько веществ, в частности, паратретичный бутилфенол и формальдегид, поставляемых в ЕС в объеме менее 1000 т/год, а также 2 вещества (пентан, изопентан), впервые экспортируемых в ЕС. Сейчас дорабатываем паспорта безопасности (их объем будет увеличен до 50 листов) и переводим их на языки поставщиков. Кроме того, ведется работа с единственным европейским представителем в части подготовки к надзорным мероприятиям ЕХА.
6. Повысил ли REACH ответственность поставщиков или это только «бюрократические» игры ЕС?
REACH – это победа бюрократии в чистом виде. Конечно, задумка ЕС зарегистрировать все ввозимые на его территорию химические вещества хорошая, но реализована она не в лучшем виде. Европа пошла по самому сложному в исполнении и дорогому пути. Это признало большинство стран мира. Так, в Турции, Китае и ряде других стран, разрабатывая аналогичные документы, отказались от ряда европейских перегибов.
7. Нужен ли в России аналог REACH?
На отечественной почве введение полного аналога REACH стало бы катастрофой. Хотя необходимость создания подобного документа в России и Таможенном союзе есть. За его основу нужно брать имеющиеся наработки. В стране около 20 лет существует Регистр потенциально опасных химических и биологических веществ (РПОХБВ). Эту систему просто необходимо использовать как базу для межгосударственного Реестра.
8. Ознакомились ли Вы с Техническим регламентом «О безопасности химической продукции»? Как оцениваете этот документ?
В разработке проекта Технического регламента Таможенного союза «О безопасности химической продукции» наш холдинг принимал непосредственное участие. И если на первоначальных стадиях его создания речь шла о полном аналоге REACH, то позже все участники процесса разработки пришли к единому мнению о необходимости сведения и актуализации в данном документе уже существующих в России требований. За основу была взята система РПОХБВ, согласно которой, регистрация давно изученных и испытанных веществ пройдет в уведомительном порядке с минимальными затратами для производителя.
Также регламент предполагает «перевести» паспорт безопасности в разряд бессрочных документов (сейчас он действителен 5 лет): аммиак не перестанет быть аммиаком и через 100 лет. Планируется отказаться от государственной регистрации химической продукции (входящей в сферу действия регламента) на соответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям Таможенного союза.
В отличие от уже принятых технических регламентов – этот не приостановит деятельность отрасли.
9. Каковы основные недостатки отечественной нормативной базы в сфере обеспечения химбезопасности?
Действительно, многие ГОСТы, связанные с обращением химической продукции, устарели, особенно это касается ГОСТов на продукцию и методы испытаний, например, ГОСТ 9385-77 «Этилбензол технический», ГОСТ 26624-85 «2-этилгексанол технический», ГОСТ 9536-79 «Спирт изобутиловый технический» и многие другие.