Не будем слепо следовать REACH


НЛМК логотип ОАО «НЛМК»
М.А.Иванова – начальник отдела по связям с государственными организациями




1. Какая продукция Вашего предприятия подпадает под действием регламента REACH?


Под действие регламента REACH подпадает чугун чушковый и коксохимическая продукция.


2. Какие и сколько веществ уже зарегистрированы в ЕХА?


До 01.12.2010 г. зарегистрированы 3 вещества: чугун чушковый, сульфат аммония, смола каменноугольная высокотемпературная.


3. С какими сложностями пришлось столкнуться в процессе регистрации веществ?


Досье, предоставляемое в ЕХА для регистрации в соответствии с регламентом REACH, предполагает проведение тестов, подтверждающих структуру регистрируемого вещества и его химический состав. На момент регистрации ЕХА были подготовлены лишь общие рекомендации по проведению таких тестов (RIP 3.10 «Руководство по идентификации и наименованию веществ в соответствии с регламентом REACH»). RIP 3.10 не учитывает отраслевую специфику регистрируемых веществ и не предлагает шаблонов по оформлению результатов тестов.


Проблемы с проведением тестов и оформлением их результатов разрешались как в рамках консультаций с соответствующими консорциумами/форумами по веществам, так и со специализированными консалтинговыми фирмами по вопросам REACH.


Очень усложняло работу то, что ЕХА вплоть до окончания момента первого регистрационного срока занималось модернизацией и корректировкой как методологической базы, так и информационных инструментов, необходимых для проведения регистрации.


4. Какова цена регистрации веществ по REACH?


Расходы компаний по выполнению требований регламента REACH складываются из многих составляющих:

  • расходы на обучение сотрудников компании;

  • вознаграждение услуг единственного представителя по вопросам REACH;

  • взносы за членство в профильных консорциумах;

  • расходы на проведение тестов;

  • оплата услуг консалтинговых компаний;

  • возмущение расходов ведущего регистранта по веществу на подготовку досье (в рамках консорциума);

  • приобретение письма о доступе к информации по веществу;

  • регистрационные взносы в ЕХА.

За 2007-2010 гг. расходы, связанные с выполнением требований регламента REACH, составили около 10 млн. рублей, из которых доля расходов в 2010 г. – 47,7%. Столь большая сумма объясняется тем, что среди зарегистрированных компанией веществ присутствуют вещества из наивысшей тоннажной группы и вещества, классифицируемые согласно регламенту REACH как опасные.


Прогнозировать расходы на период до 2018 г. в настоящий момент не представляется возможным, т.к. их величина может зависеть как от планируемых показателей (расходы на поддержание деятельности консорциумов, выплата вознаграждения единственному представителю), так и «спонтанных» факторов (переориентация рынков сбыта продукции, введение в действие новых/изменение ранее существовавших требований ЕХА по выполнению регламента REACH).


5. Что еще предстоит сделать в плане реализации требований REACH?


После прохождения регистрации ОАО «НЛМК» проинформировало своих европейских потребителей о прохождении регистрационных процедур и получении специальных регистрационных номеров ЕХА.


В дальнейшем ОАО «НЛМК» планирует:

  • поддерживать в актуальном состоянии паспорта безопасности на продукцию и передавать их покупателям;

  • отслеживать изменения списка особо опасных веществ-кандидатов для получения разрешения.

6. Повысил ли REACH ответственность поставщиков или это только «бюрократические» игры ЕС?


Регламент REACH нельзя признать «бюрократическими играми ЕС», т.к. его цель – защита здоровья и обеспечение безопасности европейских потребителей. При этом реализация регламента оказала существенное влияние не столько на компании из третьих стран, но прежде всего на европейских производителей, которые нацелены на производство более качественной, «безопасной» продукции, что обеспечивается путем:

  • внесения изменений в технологию производства продукции;

  • организации системы мониторинга химического состава производимой продукции с целью выявления опасных/потенциально опасных концентраций химических веществ;

  • совершенствования системы обеспечения промышленной (химической) безопасности работников;

  • сотрудничества с компаниями, поставляющими «безопасное» сырье, материалы или комплектующие.

7. Нужен ли в России аналог REACH?


Создание российского химического законодательства должно быть адаптировано к действующей нормативно-правовой базе в сфере обеспечения химбезопасности. Появление в России полного аналога REACH в настоящий момент невозможно: уровень законодательной базы в сфере химбезопасности в России и ЕС слишком различен.


8. Ознакомились ли Вы с Техническим регламентом «О безопасности химической продукции»? Как оцениваете этот документ?


Специалисты ОАО «НЛМК» ознакомились с проектом Технического регламента «О безопасности химической продукции». В настоящий момент документ нуждается в доработке. Готовим свои предложения по его совершенствованию.


9. Каковы основные недостатки отечественной нормативной базы в сфере обеспечения химбезопасности?